Рецензия на фильм
"Темные силы"

Интересно, насколько далеко может зайти фантазия сценариста при работе над очередным ужастиком? Вроде бы все сюжеты уже испробованы, все студийные клише отработаны и не один раз. И тем не менее каждый месяц с завидной регулярностью на головы бедного обывателя обрушиваются стандартные фильмы, в которых нет ни определенной логики, ни интересного сюжета, ни, что самое ужасное, тех моментов, которые должны пугать зрителя до глубины души. Нет, попытки впечатать эти самые моменты имеются. Но уж больно жалко они выглядят.

Казалось бы, «Темные силы» (оригинальное название фильма «The Dark» - «Тьма») так же, как и бесконечные «Звонки», обречены не только на не слишком благожелательные отзывы критиков, но и на провал в прокате. Однако, если сравнивать фильм все с теми же пресловутыми «Звонками», в «Темных силах» есть идея, от которой нельзя отвертеться. Недаром фильм снят по одной из тех книг, которые читает лишь узкий круг людей, способных понять происходящие события.

«Темные силы» - редкая разновидность триллеров, способных удержать зрителя не только в первые пятнадцать минут экранного времени. И все же в сценарии чувствуется литературная основа, даже если в титрах не стояла бы ссылка на книгу, которая лежит в основе сценария. С другой стороны фильм очень похож на то, что делают европейские режиссеры. В фильме даже есть намеки на старые фильмы ужасов, которые выигрывают за счет каких-то цветовых решений и религиозной подоплеки.

Кстати, о религиозной подоплеке. В фильме есть и она. Это не христианские догматы и не масульманские заповеди. Это своя особенная религия, основанная на древнеегипетских мифах с элементами средневековых уэльских преданий. Новая концепция загробного мира настолько удачно вплетена в общую канву повествования, что в происходящее хочется поверить и принять это как реальную жизнь.

Сюжет фильма старается не выбиваться за рамки канонов мистического триллера, но иногда фантазия не только сценариста уводит зрителя в другие миры, из которых очень сложно выбраться. На что готова пойти мать, чтобы спасти своего ребенка? А на что готов пойти ради этого отец? При этом нужно бы учесть еще и тот факт, что дочь главных героев из числа так называемы «папиных дочек». Ну что? Что вы думаете по этому поводу? К какому выводу пришли вы?

К тому же именно этот момент отношений родителей и дочери тесно переплетен с ретроспективным сценами. И в том, и в другом случае оказывается что дочь более близка с отцом, нежели с матерью. И если в сценах современности эта любовь исходит из того, что девочка не понимает свою мать и не может найти с ней общий язык, то в сценах ретроспективы девочку воспитывает отец и для нее нет человека более близкого, чем папа. В каком-то смысле это фильм и о том, как дети относятся к своим родителям и чью точку зрения они принимают.

Нельзя не отметить и операторскую работу. Камера настолько совершенно фиксирует все мрачные места: от съемок на натуре до работы в декорациях, где в основном преобладает черный цвет, что невозможно не поверить в происходящее на экране. Кстати, цветовые контрасты тоже переданы настолько четко, что поневоле начинаешь задумываться о том, где же на самом деле все это было снято.

По готически мрачными получились потусторонние сцены. Игра контрастов в виде черного фона, чем-то напоминающего самое начало «Сталкера» Тарковского, и ярких, фосфоресцирующих глаз овец выглядит очень и очень стильно. Так и хочется привести эти сцены в пример тем режиссерам, которые собираются снимать мрачные фильмы. Это, конечно, не «Город грехов», но тоже красиво, стильно и мрачно.

Актерская игра в фильме просто великолепна. Нельзя не отметить Шона Бина, который резко сменил свое амплуа и после ролей последних мерзавцев, заканчивающих свои дни либо в могиле («Остров», «Не говори ни слова»), либо в тюрьме («Сокровище нации»), предпочел играть только положительных героев. Подобная тенденция держится в течение почти двух лет и можно надеяться на то, что теперь мистер Бин будет доживать до финальных титров гораздо чаще. В «Темных силах» Шон Бин уже во второй раз играет заботливого отца, который готов пойти на все ради собственного ребенка.

На одном уровне с Шоном Бином играет и Мария Белло. После «Оправданной жестокости» Дэвида Кроненберга, где она играет в паре с Вигго Мортенсеном, актриса не слишком изменилась. Еще одна странная героиня с многогранным характером. Не более того. Однако, при этом нельзя забывать и о том, что Мария Белло может сыграть в одном ключе двух совершенно непохожих друг на друга героинь. И если сравнивать оба этих фильма, в «Темных силах» она играет прежде всего мать, готовую пожертвовать собой ради жизни своей дочери.

Саундтрек в фильме не слишком оригинален. Хотя бы потому, что его практически не слышно. Внимание зрителя приковывается к картинке и музыка здесь не слишком важна. Хотя, если вслушаться внимательно, то можно услышать и звуковой ряд, удивительным образом сочетающийся с тем, что происходит на экране.

В целом, фильм достаточно оригинален. Это касается и места действия, и новой трактовки старых событий, и даже актерской игры. Его можно смотреть и в том случае, если вы являетесь поклонником такого жанра как «мистический триллер». Ну и поклонницам Шона Бина, разумеется. А если же вы хотите насладиться мрачной готикой, то смотрите «Город грехов». Вам он понравится больше.

Эрджия
14.03.2006

 

 

Hosted by uCoz